Дальнейший наш путь лежит через Мурманск, на полуострова Средний и Рыбачий.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-093.jpg)
Северная часть Кольского п-ова встретиа нас снежными шапками. Учитывая что на дворе конец июня, в городах жара и духота, снег конечно очень радует глаз и мы тут же начинаем как дети прыгать по сугробам и всячески фотографироваться
![Улыбается :)](./images/smilies/icon_e_smile.gif)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-089.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-090.jpg)
Вообще, лично мне, эта часть маршрута, на подъезде к полуострову Средний, понравилась больше всего. Очень красивая и разнообразная местность. Тут еще не совсем пустынная местность, погода правда уже северная, но пейзажи еще радуют своим разнообразием.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-091.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-092.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-094.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-095.jpg)
Везде чувствуется недавнее присутствие военных. К сожалению, именно это и портит все впечатление от этих безусловно красивейших мест.
Не так давно, Средний и Рыбачий были вотчиной наших доблестных войск, сейчас же на полуострова может попасть любой желающий. Сократив свое присутствие, армия оставила после себя огромное количество мусора и брошенных построек, полигонов, военных городков. Выглядит все очень уныло.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-102.jpg)
Дороги тоже в соответствующем состоянии. Я еду не спеша, все еще побаиваюсь за подвеску и вообще за модуль. Женя же на легке устремляется вперед на розветку дороги. Свернув на какую-то отворотку он находит заброшенный полигон.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-099.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-096.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-097.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-098.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-100.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-101.jpg)
Все эти горы мусора и заброшенные городки, лично мне очень испортили впечатление от места. Волей-не волей, временами кажется, что едешь по одной большой помойке. Но конечно есть тут и не загаженные, не тронутые пространства. Именно ради таких мест мы и приехали сюда.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-103.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-104.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-105.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-106.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-107.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-108.jpg)
Все тут пропитано какой-то особой энергией. Тут не хочется спешить, не хочется думать о городе, все сознание погружается в какое-то особое, северное состояние спокойствия.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-109.jpg)
А еще, тут почти физически чувствуется историческое прошлое и древность этих мест...
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-110.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-111.jpg)
Часть какой-то старой дороги. Идущей кстати "в никуда". Большинство таких дорог это как говорится "эхо войны". Немцы, да и наши, во время Великой Отечественной, настроили тут довольно много всяких сооружений. Но на самом деле, точно датировать многие сооружения сложно, да и не делал этого никто. Научные экспедиции в этих местах всегда были редкостью, раньше ввиду труднодоступности, а в наше время это попросту никому особо не интересно. Так, что некоторые объекты, вполне могут оказаться гораздо древнее и сложнее чем кажутся на первый взгляд.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-114.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-112.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-113.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-115.jpg)
К стати про древность. Пока мы едем дальше, в глубь полуострова Средний, давайте сделаем небольшое отступление и вспомним начало моего рассказа.
В самой первой части отчета, я упомянул загадочную Карту Меркатора, тесно связанную с темой нашей поездки - Гипербореей.
Итак, Катра Меркатора и погибшая экспедиция...
Меркатор Герхард (Mercator Gerardus) 1512 – 1594, фламандский картограф и географ. Автор равноугольной цилиндрической проекции, носящей его имя и используемой в современных морских и аэронавигационных картах. В 1544 году опубликовал карту Европы на 15 листах. В 1578 году приступил к работе над Атласом (термин впервые предложен Меркатором для обозначения набора карт), в который вошли 110 карт. Особенностью Атласа стало наличие в нем странной карты, с изображением несуществующего ныне континента, предположительно Гипербореи....Середина XVI века.
Время географический открытий, жажды сокровищь, и безудержной храбрости.
В ходу карта Меркатора 1538 года с Гиперборей – арктическим континентом, прародителем всего живого на Земле. И карта Олауса Магнуса 1539 года с впервые показанным на ней Кольским полуостровом (тогда Биармией). Более подробных карт в это время нет.
Именно в этот период, в Англии создается общество купцов-предпринимателей задачей которых, становится открытие стран, новых земель, островов и направлений, ранее неведомых, и направляет в различные части света свои суда.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-116.jpg)
Одна из экспедиций в мае 1553 года снимается с якорей и устремляется на поиски северо-восточного пути в… Китай.
Три снаряженных корабля, «Добрая Надежда», «Благое Упование» и «Эдуард – Благое Предприятие» снимаются с рейда у Детфорда. Во главе экспедиции стояли командор сэр Хью Уиллоуби и главный кормчий Ричард Ченслор.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-117.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-118.jpg)
Обогнуть даже Норвегию, до этого времени, не отваживался никто из английских мореплавателей. А уж северный маршрут на восток, воспринимается в то время и вовсе безрассудной авантюрой и самоубийством.
За чем такой риск, ради чего?..
Тем не менее, не смотря на явное отсутствие логического обоснования, экспедиция устремляется на северо-восток и уже в августе оказывается у берегов... ...Кольского полуострова.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-119.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-120.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-121.jpg)
Здесь попав в сильный шторм, парусники раскидывает по морю – два из них (с капитаном Уиллоуби на борту) были отброшены в южную часть Мурманского моря к западу от Святого Носа, а третий, ведомый Ченслором, уходит в Белое море.
Ричарду Ченслору повезло – войдя в устье Северной Двины, он добрался до Холмогор. Представившись послом английского короля, он с почастями был встречен и сопровожден в Москву, где его принял Иван IV (в последствии “Грозный”).
Русский царь, в то время еще молодой и совсем не «грозный», оценил выгоды, которые могли принести прямые торговые отношения с Англией через северный морской путь. До этого, торговля велась через посредников на Балтийском море. В результате, встречи, штурман Ченслор получил грамоту на право свободной торговли с Московией. А недалеко от Кремля в белокаменных палатах, было открыто отделение английского торгового представительства. Это здание существует и сейчас. Здесь находится музей «Старый английский дворик» (ул. Варварка, 4) и тут, кстати есть зал, посвященный истории полярных мореплаваний, положивших начало первым официальным отношениям двух держав.
Старая немецкая дорога и немецкий бункер
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-122.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-125.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-123.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-124.jpg)
Ну, а что же другой участник похода, командор сэр Хью Уиллоуби?..
Пережив шторм, осенью 1553 года он обнаружил на Мурманском берегу в устье реки Арзина (ныне Варзина) удобную бухту и встал там на зимовку.
...Что случилось с моряками дальше, доподлинно не известно...
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-126.jpg)
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-127.jpg)
...Но из записок капитана были сделаны выводы, что в январе 1554 года они были еще живы. На зимовку англичан наткнулись весной лопари-охотники.
«Стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы и товаров на них много», – такие записи были сделаны в Двинской летописи.
63 подготовленных, опытных моряка, погибают практически одновременно, без каких бы то нибыло явных причин...
От чего могли одновременно погибнуть 63 человека, имевших за плечами не одно серьезное путешествие. Имеющие и снаряжение, и продукты питания…
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-128.jpg)
Существует несколько основных версий гибели участников экспедиции. Считается, что они могли либо замерзнуть, либо отравиться угарными газами от печек, топящихся коксовым углем в закрытых помещениях или отравиться. Вариант насильственной смерти от рук лопарей исключается, ввиду миролюбивости последних, да и не наберется их столько в этих местах, чтобы противостоять шести десяткам вооруженных моряков...
Все вышеизложенные сведения известны нам, благодаря летописным источникам и запискам очевидцев, так или иначе связанных с экспедицией.
Но встречаются и не столь однозначные данные касающиеся этого похода и таинственной гибели моряков. Можно встретить свидетельства, в которых говорится, что в момент обнаружения погибших, капитан Хью сидел в кресле, ведя записи в своем дневнике – таким, якобы, обнаружили его тело лопари. Встречаются свидетельства, о том, что якобы все погибшие моряки как-будто замерли в одинаковых позах, что и говорило о их практически одновременной и мгновенной смерти. Есть и вовсе фантастические свидетельства, но на них мы не будем даже останавливать внимание.
![Изображение](http://long-way.ru/images/Kolskiy/kolskii-130.jpg)
Итак в сухом остатке – официально считается, что 63 моряка двух судов сэра Уиллоуби погибли, то ли замерзнув, то ли отравившись угарным газом или продуктами.
На мой не профессиональный взгляд, эта версия не выдерживает никакой критики – ну не могут 63, подготовленных для дальнего путешествия человека умереть, и не просто умереть, а умереть практически одновременно!
Да, я не спорю, могла погибнуть например часть команды, но что бы все...
А если впомнить, что согласно летописи коробли были полны товаров, в том числе и продуктов, учитывая, что в районе зимовки нет проблем с дровами, да и недостатка воды в снежную зиму быть не могло, здравый смысл подсказывает, что комда могла совершенно спокойно перезимовать не испытывая особой нужды ни в чем.
Давайте пофантазируем, а если никакого шторма вообще не было. Кстати, бухта Круглая – единственное удобное место для зимовки (в последствии в ней побывали суда и Баренца в 1597 году и «Св. Фока» после смерти Седова в 1913 году). И быть может это место было выбрана не случайно, а целенаправленно.
От места зимовки практически кратчайшая прямая от побережья к центру Кольского полуострова, в район Сейдозера (туда мы тоже отправимся, и даже совершим не простой пеший переход через перевал Эльмарайок к самому Сейдозеру, но это немного позже). Что, если англичан, пользовавшихся напомню всего двумя картами, одна из которых карта Меркатора, интересовала изображенная на ней Гиперборея? А официальная задача экспедиции - поиски северного пути в Китай, это лишь официальная ширма, под прикрытием которой, англичане искали что то другое. Зима кстати, единственное время, когда можно добраться до центра полуострова от побережья.
Уиллоуби, судя по его дневнику, неоднократно посылал группы поисковиков во все стороны. А что, если они нашли в тундре НЕЧТО или соприкоснулись с ЧЕМ-ТО, что впоследствии и убило всю команду? Могло ли такое случится. Ну а почему собственно нет. В этой версии фантастики не больше чем в истории с одновременной гибелью 63 человек от поноса. Но это все конечно лишь мои фантазии основанные на доступных всем данных. А почему я считаю такую версию развития событий вполне жизнеспособной, вы поймете из дальнейших публикаций.
Фактом является лишь то, что это чуть ли не первая известная нам экспедиция (и далеко не последняя), попавшая в этот район вполне возможно не случайно, что то искавшая и вся до единого человека таинственно погибшая.... продолжение следует