Пегрема - просто сумасшедшее место по энергетике!
После двух дневной дороги по отрезанной от цивилизации природе, деревня производит мощное впечатление. Кажется, что она находится где-то на другой, какой-то своей планете.
Черные, покосившиеся избы молча смотрят оконными проемами на не званных гостей.





Отлежавшись пол часа на пирсе у воды потихоньку приходим в себя и восстанавливаем силы. Рыбаки изредка заходят в эти края на моторках, но вот со стороны суши человек тут редкий гость. Осматривая деревню в одной из изб обнаруживаем живого деда! Сказать, что мы испытали шок, это ничего не сказать. Хорошо инфаркт не случился. Представьте себе. Заходим в дом, тянемся к дверной ручке, и слышим шаги с той стороны, дверь открывается и на пороге стоит какой-то чумазый мужичок, ростом метра полтора, с огромной шапкой всклокоченных волос в которых с разных сторон торчат какие-то листья и молча, не моргая смотрит на нас...
Первая мысль – ну доходились, надо завязывать с этими сказками и прочей мистикой! Уже глюки начались и домовые мерещатся. Немая сцена кажется длилась вечность, похоже для деда увидеть тут живых людей такая же неожиданность как и для нас. Хм... живых ли, ну да, вроде живой, хоть и выглядит он как-то странно, но вроде не домовой и не призрак.


В общем дед оказался рыбаком и приплыл он с другого берега из какой-то деревни, по крайней мере так он сам сказал. Но вот что интересно, никаких лодок на пирсе не было, а через несколько минут, когда мы уже общались, дед сменил показания и назвался сборщиком ягод.
... может все-таки домовой?!...
Ох уж эти сказочники!..


Немного пообщавшись с «домовым» решаем продолжить осмотр деревни, дед долго уговаривает остаться нас на ночь. На уговоры не поддаемся. Напоследок он просит у нас спички которые мы без задних мыслей отдаем и еще зачем-то по доброте душевной решаем оставить ему банку тушенки. Дорога до машин у нас записана в навигаторе, так что обратно мы надеемся вернуться без приключений и лишние припасы нам в общем-то ни к чему.
Завершаем осмотр деревни в которой сохранилось несколько изб и традиционная деревянная часовня, которая благодаря редким рыбакам еще живет.

Часовня Варлаама Хутынского (2-я пол. ХVIII в.)





Но напомню, что интересовала нас не только деревня-призрак, а еще и расположенный рядом с нем комплекс каменных идолов.
Это удивительное место было найдено совершенно случайно всего около тридцати лет назад. В результате лесного пожара, выгорел участок тайги и открыл каменные образования не обычной формы, которые и привлекли внимание.
Я уже упоминал про это в начале рассказа про Пегрему -
"Комплекс каменных идолов. Как сообщает история, комплекс был открыт питерским ученым Анатолием Павловичем Журавлёвым в 1985 году. Тогда, среди леса был случайно замечен камень, имеющий необычную форму, в последствии, названный «Идол Лягушки». Более детальные исследования комплекса начались только в 1991-1994 годах тем самым А.П. Журавлевым, и он сразу пришел к выводу, что здесь находится одно их крупнейших языческих святилищ в Карелии. А помог обнаружению лесной пожар, уничтоживший небольшой участок тайги и скрывавшую каменных идолов растительность. На террасе, которую образовало отступившее Онежское озеро, был раскопано святилище, состоящее из более чем 100 объектов датирующихся 2-3 тысячелетием до н.э. Весь же комплекс занимает довольно большую площадь, но всё что представляет интерес для туристов сосредоточено достаточно компактно. Основными объектами поклонения древних людей, служили несколько крупных валунов, имеющих следы грубой обработки и обложенные по периметру более мелкими камнями. Многие из идолов имитируют представителей животного мира и носят соответствующие названия.
Но, надо сказать, что далеко не все открытия Журавлева официально признаны, а в научных кругах этот исследователь и вовсе слывет фанатичным чудаком. Как бы там ни было, но место это существует, и даже беглый взгляд на раскопки не оставляет сомнений, что это не рядовое и не случайное нагромождение камней.
Большая часть святилища еще не подвергалась серьезным археологическим исследованиям и возможно в будущем подарит новые, сенсационные открытия."
Сама поляна идолов расположена немного в стороне от деревни, но найти ее не сложно.
Идол утки

Хорошо видно, что это не случайные камни, а камни подвергшиеся грубой первоначальной обработке. Вокруг идолов выложены круги из более мелких камней создающих вместе с центральным объектом общую композицию.
Да, это конечно не идолы с острова Пасхи, но их и не стоит сравнивать. Это артефакты совершенно разных культур.
Карельские идолы созданы скорее всего предками саамов-лопарей, а они как известно в первую очередь поклонялись природе а не творениям рук человеческих. Поэтому не стремились так уж сильно обрабатывать камень и вторгаться в то, что создано природой. Найдут какой-то необычный камень и либо из-за его формы, либо за какие-то его особые свойства, такой камень становится объектом поклонения.
Саамы-лопари всегда ценили объекты созданные не человеком, а более могущественными силами. Вспомним ту же Воттоваару и камни-сейды которые являются святыми для них.
"Хронология культового комплекса Пегрема пока не определена. В распоряжении археологов нет ни одной абсолютной даты. Комплекс находится на террасе по соседству с позднеэнеолитическими поселениями, содержащими асбестовую керамику. Такая же керамика найдена и на самом комплексе, что позволяет считать их одновременными. Можно полагать, что этот памятник относится к периоду с середины третьего по второе тысячелетие до нашей эры."
Ключевая фигура «Поляны идолов» - каменное изваяние утки. Утка – праматерь земли в карело-финской мифологии, и ее изображение часто встречается в петроглифах Онежского озера. В карело-финском эпосе «Калевала» утка называется мудрой; она участвует в создании мира. В славянской мифологии это птица Рода. Род является творцом Вселенной, тогда как утка снесла Мировое яйцо, без которого мир сотворить нельзя.
Еще одним интересным каменным изваянием «Поляны идолов» является лягушка. На Русском Севере лягушка почиталась как домашняя покровительница. В северорусском народном мировоззрении существовало стойкое убеждение, что в лягушек превратились люди, утонувшие во время всемирного потопа. В древнекитайской мифологии трехпалая лягушка вообще предстает лунарным божеством.
Но самое удивительное изображение на «Поляне идолов» - черепаха. Черепахи в Карелии не водятся, но образ этого животного лежит в основании многих культур. Именно черепаха – важнейший мифологический символ Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего Востока, которые воспринимали символ черепахи в качестве посредника между землей и небом. Черепаха – основание земли, символ космического порядка. Она – образ великой праматери мира.
Честно сказать, лично я не решился бы глядя на эти камни, вот так однозначно интерпретировать что за животное они символизирует. Именно символизирует, потому, что как вы сами можете видеть по фото, идолы не имеют фотографического сходства с лягушкой, уткой и пр. Вообще, то что я написал выше, это мнение профессора Журавлева, а лично я, наверное мог даже пройти мимо и может быть даже не обратил бы на них особого внимания. Но это не важно. Важно то, что не смотря на какие-либо интерпретации, фактом является то, что эти камни действительно подвергались грубой обработке, а в районе поляны действительно археологами обнаружены следы древнего человека.
Так, что как бы там ни было, место это вполне реальное а не просто плод фантазии одного А.П. Журавлева.
Еще какое-то животное


Осматриваем камни и решаем возвращаться к машинам.
Сумерки накрывают лес стремительно и ориентироваться становится сложнее. Еще зачем-то решаем срезать дорогу и выйти прямиком на трек. Эта срезка стоила нам пары часов времени и кучи сил. Вместо быстрой прогулки по лесу мы попали на много километровую каменную россыпь. Огромными каменными валунами размером от полу метра и больше усыпан весь лес. Совершенно выбившись из сил и буквально падая с ног выходим на трек. Тем временем совсем стемнело, а впереди еще гать, хорошо хоть фонарик взяли.
Сил совсем не осталось, да к тому же прыгая по камням где-то выронили флягу с водой. Сейчас бы прилечь и передохнуть часок, развести костер, восстановить силы.
- Жень, а где наши спички?
– Там же, где и наша тушенка!
Нда, это была не простительная ошибка. Остаться ночью в лесу без огня, еды и воды, это будет нам хорошим уроком. Да еще и слова деда вспомнились – «тут мишка рядом ходит, поосторожнее»
- Чертов домовой, накаркает еще...
Делать нечего, несмотря на всю неразумность, принимаем решение идти по гати пока хватит сил.
Сил хватило не на долго. Не буду вдаваться в подробности, но в силу определенных проблем со здоровьем (старые травмы, у меня разорваны связки на обоих ногах) я не могу долго ходить по неровным поверхностям.
К слову сказать могу спокойно пробежать десятикилометровку, жму от груди 130кг и спокойно отожмусь 150раз. А вот простое хождение по горам-лесам и болотам для меня противопоказано.
Наши прыжки по камням совсем добили мои ноги и я просто не мог не только идти, но и стоял то с трудом. Да еще, от усталости и боли начал в прямом смысле терять сознание.
Тут нужно сказать, что вы читаете эти строки во многом благодаря Жене. Он буквально на руках тащил меня через болото не смотря на то, что сам был вымотан не меньше меня. Вырезал мне перочинным ножом кастыли, что бы я хоть как-то мог перемещаться. Спасибо тебе дружище!
Поздно ночью, уже просто каким-то чудом, практически на ощупь мы добираемся до машин. Напившись и наевшись проваливаемся в долгий сказочный сон. Потерянная среди лесов и не проходимых болот Пегрема, отпустила нас.
Мы сделали это!!!

Это часть экспедиции стала настоящим испытанием не только для техники но и для нас.
Кстати про технику - она не подвела!
Не смотря на всю сложность маршрута, мы преодолели весь путь без единой поломки.
Итогом покорения карельской тайги, стали разбитые фары, в хлам расцарапанные борта и куча дров в подвеске, которые даже после возвращения в Москву я вытаскивал из под машины.


На следующий день выбираемся из лесов и болот и продолжаем наше путешествие.


Это еще не конец, мы едем дальше
