www.long-way.ru

Форум сайта LONG WAY
Текущее время: 18 ноя 2017, 03:18

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: На каяках по Белому морю - 2012
СообщениеДобавлено: 10 сен 2012, 00:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 июл 2012, 21:19
Сообщения: 436
Дело нужно доводить до конца, если оно того стоит. Это-то, по большей части, нас оптимистов и отличает от пессимистов, а вовсе не настрой, как принято считать.

Фоторепортаж о путешествии на морских сияках по Белому морю. Причем, он скорее даже не о сияках, а больше о море и природе. Ведь сияки лишь средство, к достижению и познанию, да удобные и технологичные, но не более.

Изображение

1.Изначально планировали что-то спортивное, эдак на 1000 км. Но в итоге, чем дольше шли по морю, тем больше махание веслами отходило на задний план и возникало желание просто внимательно смотреть вокруг, наблюдать. Под конец пообще вся эта "спортивная" шелуха отпала за ненадобностью, осталось лишь созерцание и желание хоть чуть-чуть приблизиться к окружающей нас гармонии. Так что прошли вроде как меньше чем задумывали, а приобрели, по большому счету, сильно больше.

Изображение

2.В такие дальние трипы обычно я беру с собой два фотоаппарата: основной и вспомогательный (запасной). В этот раз решил взять один, поскольку мысль была такая что "ежели что, - возьму у Аленки". Дело в том что она брала с собой 7D + GoPro2, то есть вполне себе не только видео-комплект, но и фото можно снимать. Но реальность оказалась несколько иной, нежели я представлял. Мой фотоаппарат от соленой воды умер довольно быстро, а Аленка свои девайсы плотно использовала на видео... так что я остался без средств производства)). Лишь изредка удавалось взять "пострелять". Поэтому репорт кроил из тех крох, которые успел наснимать до гибели моего боевого друга, ну и то что позволяли паузы в тврчестве Аленки.

Изображение

3.На удивление что-то получилось.

Изображение

4.Экспедиционные морские каяки - вершина сияк-мира. Это самые технологичные, ходкие и просто красивые "снаряды". В классе подобных лодок, мало какие могут сравниться с ними по мореходным качествам. Оборотной стороной этого является огромный минус в виде неразборности и, соответственно, габаритов. Оптимально если они "живут" где-то у моря, там же и используются. В идеале - эллинг на берегу. Транспортировка за тысячи километров трудна, дорогА, да и просто не полезна для них (полиэтилен "течет" под нагрузками, про карбон я вообще молчу, прочен, но хрупок).

С точки зрения владельцев сияков мы живем в очень правильном месте, - в центре Кольского. В одну сторону поедешь, - Баренцево море, в другую - Белое, в третью - Балтика (а еще дальше и Северное). То есть, в пределах 1-10 часов езды 4 моря, неплохо)).

Изображение

5.Решили начать с самого близкого к нам, Белого моря.

Изображение

6.Это самое маленькое внутреннее море бывшего СССР (да и в мире одно из самых компактных). Но при этом же, одно из самых бурных и сложных в плане ветро-волновых условий. Одно дело знать об этом и совсем иное - испытать на своей шкуре. Опыт совершенно бесценный.

Изображение

7.Но, запомнилось, в первую очередь, не буйство стихии, нет, хотя и этого хватало сполна. А тихое спокойствие северной природы.

Изображение

8.При этом, на Беломорье нет никаких выдающихся объектов туристического интереса как такового. Ни тебе водопадов, ни каньонов, ни высоких гор. Можно было бы даже сказать, что природа здесь не выразительна. Но это не так. Завораживающая красота местных ландшафтов в другом. И притягательность их удивительна.

Изображение

10.Простота и суровость, вот как можно охарактеризовать эти края.

Изображение

11.О присутствии человека можно сказать то же самое.

Изображение

12.Человек не противопоставлен природе, нет. А является неотъемлемой ее частью. По крайне мере так было до века XIX века уж точно.

Изображение

13.

Изображение

14.Кабестан (для вытягивания лодок на берег).

Изображение

15.Деревеньки, да и сами люди, редки. В этом отношении, человек до сих пор не сильно внедрился в беломорские края. По крайне мере, в отличие от многих других территорий. Здесь чувствуешь первозданную красоту Homo, который встраивался в окружающий ландшафт, а не изменял его.

Изображение

16.Многие артефакты человеческого бытия смотряться очень естественно, они как будто созданны самой природой. Все-таки, история тех же поморов сопоставима с временем существования самого Моря (Белому меньше 20 тыс. лет!), поэтому и не удивительно, что так.

Поклонные кресты - самое частое творение, которое можно увидеть на Беломорье. Почти на каждом видовом мысу или островке стоят. Причем, большая часть новые или сильно поновленные. Видимо Соловецкий монастырь ставил. Вряд ли кто еще.

Изображение

17.Людей меньше чем крестов)). Лишь изредка попадаются. Но чаще просто вот так.. плывешь мимо лодки и никого. Ушел хозяин на остров, по делам, а лодку оставил.

Изображение

18.В июне-июле особенно благодатная пора для созерцательности. Полярный день в этих широтах растягивает закат и плавно переводит его в восход. Так что по многу часов кряду, ежедневно, можно наблюдать фейерию красок. И чем ближе к завершению полярного дня, тем краски насыщенней.

Изображение

19.Но, самая красота скрыта от поверхностного взгляда первых дней. Лишь спустя некоторое время начинаешь подмечать нюансы и детали, то что не велико размером.

Изображение

20.И даже обыкновенная Asetias rubens, распространенная чуть ли не по всему земному шару, здесь воспринимается совсем по-другому.

Изображение

21.Заглянул в ризоиды (корни) ламинарии, выброшенной на берег штормом, и вот, тут же офиуровые друзья. Невелеки размером, но как изящны! И это еще крупный экземпляр.

Изображение

22.Птенец гаги. Той самой у которой лучший в мире пух и спальники из которого купить можно лишь по записи за год вперед)). Одежду для космонавтов им утепляют. В свое время гагачий пух был одной из экспортных статей, по несколько десятков тон в год в Евпропу поставляли, но потом гаг почти истребили. Хорошо что вовремя спохватились и в 1930-х организовали Кандалакшский заповедник (история его образования не проста). Теперь гаги здесь много. Даже слишком)).

Изображение

23.Вообще, для Беломорья характерно низкое видовое разнообразие, зато численность в рамках видов / популяций зачастую очень велика. Тех же птиц не много, - десятка два видов всего, из тех что можно наблюдать на акватории моря и у берегов (чайки, полярная крачка, короткохвостый поморник, гага, гоголь, чистик, камнешарки, кулики-сороки, лебеди и еще 2-3 вида, из основных). Но стоит только попытаться высадиться на какой-нибудь маленький скальный островок (т.н.баклыш), как тут же будешь атакован сотней крачек и забомбордирован до потери ориентации)).

Однажды мы были вынуждены заночевать на островке диаметром метров 20, в открытом море... как ночь продежались, не знаю, но палатку потом до конца экспедиции отмывали, да и пара дырочек добавилась...

Изображение

24.Родила розовая, она же "Золотой корень". Наш, северный Жень-Шень. Конечно же в Красной книге, но здесь ее столько, что заваривать с утра чай, с ее участием можно беспрепятственно. Главное не переборщить, а то ведь еще и афродазиаковые свойства припысывают.

Изображение

25.Та самая ламинария, из которой делают всем известную "морскую капусту". Можно и самому, - нашинковал, уксусом залил, 30 минут и готово.

Изображение

26.Очень интересное цветковое растение, - Астра солончаковая. Типичный галофит. Обитает на нижней литорали, 2 раза в сутки затапливаемой приливом. Для водорослей-то, тех же фукоидов, дело привичное, но никак не для высшего растения, тем более такого "классического". Мало на земле есть видов со схожей биологией. Астр наверное так вообще ни одной)).

Изображение

27.Она же, в прилив.

Изображение

28.Красавица морошка. Еще не зрелая (должна стать желто-оранжевой), но уже привлекательна до жути.

Изображение

29.Насекомоядные растения рода Росянка. Обычны для верховых сфагновых болот много где. Но здесь, на местных комарах и мошке они особенно нажористы и обильны.

Изображение

30.Классический галофит, - Солерос европейский. Лаконичное такое растение и в этом его красота. Выделяют местный подвид, но деле довольно спорное, хотя генетики говорят за это.

Изображение

31.Морских млекопитающих на Белом море масса: котики 4 видов, белухи, дельфины, даже киты! Но лишь морского зайца, да кольчатую нерпу увидит всякий. Чтобы узереть больше, нужно вооружиться терпением и, желательно, биноклем. Тогда старания наверняка вознаградяться радостью пусть и небольших, но открытий.

Изображение

32.Тех же белух, впечатляющих 5-6 метровых зверей, мы видели десятка два, не меньше. А некоторые научные группы, используя корабли и серьезную технику, в неудачные года, за сезон наблюдений не видят столько... В этом конечно еще один плюс сияков, - они почти бесшумны и почти не спугивают животных. Более того, часто какой-нибудь тюлень, выныривал в 5 метрах от нас и пугался от неожиданности, поскольку не замечал нас раньше.

Изображение

33.Но еще больше внимательному взору откроется, если приблизиться к деталям, уйти в макромир. Именно там особенное, беломорское буйство жизни. В свое время я под впечатлением биологической практики с посещением Беломорской Биологической Станции МГУ (ББС) и Картеша чуть не пошел по стопам гидробиологии)), точнее зоологии беспов. Сидел бы сейчас на биостанции, занимался любимым делом... эх. Почему у нас только одна жизнь?

Изображение

33.

Изображение

34.

Изображение

35.

Изображение

36.И вот это буйство красок и жизни, на разных уровнях и эпостасях не оставляет равнодушным, оно убирает все ненужное, поверхностное. Начинаешь не просто смотреть и щелкать затвором, а видеть и чувствовать.

Изображение

37.Отчасти я даже рад что сломался фотоаппарат, у меня впервые за долгие годы появилась возможность просто смотреть на окружающий мир и жить здесь и сейчас, а не бессмысленно пытаться "остановить мгновение".

Изображение

38.Пара слов теперь и о морских каяках. Повторюсь. Да, это высокотехнологичные, ходкие, маневренные (для своих габаритов) и очень удобные средства передвижения по морю, точнее для кабатажного плавания. Но не более. Можно ходить и на байдарках и на катамаранах и на любых иных, суть от этого не меняется. Форма, в данном случае, не определяет содержания. ИМХО.

Хотя, конечно же, есть нюансы. В первую голову они заключаются в том, что на сколько удобно сидеть в сияках и на них передвигаться, даже по бурному морю, на столько же неудобно в них загружать / разгружать снарягу и провиант. Маленькие и неудобные грузовые отсеки и лючки в них, это что-то. Да, приноравливаешься, да оптимизируешь, но все равно... конструктив по этой части явно еще не догнал мореходную составляющую. Чего стоит делать хотя бы люки прямоугольных размеров и большего размера?

Изображение

39.На счет "навески". Да, на экспедиционных каяках много всевозможных спасконцов, транспортных фалов, сявочек-мотявочек, помп и запасных весел, но, на самом-то деле, можно и без них. Это все приятные дополнения. Идет по морю не лодка, а человек, как снимает не фотоаппарат, а фотограф. Без грамотной тактики и планирования, ну и конечно же, знания моря, далеко не уйдешь.

Изображение

40.

Изображение

41.По началу наши каяки напоминали дредноуты, столько на них было всевозможного груза, в том числе и на верхних деках, но постепенно продукты съедались, ненужные вещи выкидывались и формировалась оптимальная укладка. Так что во второй половине трипа мы обрели истинную для сияков легкость и маневренность. И кпд, конечно же, возрос. Скорость 6-7 кмч стала реальностью. А это неплохо, поверьте. Идущие параллельным курсом рыболовные сейнеры (МРС-ы) обгоняли долго и чертыхаясь)).

Изображение

42.К разговору о тактике и ее важности. Без учета таких вещей как приливы-отливы, течения и ветра ходить по морю можно, но успех мероприятия сомнителен, куда прийдешь, не известно)). Поэтому, все время приходилось читать лоцию Белого моря, смотреть за погодой, мониторить изменения. И хорошо хоть, в этой части моря нет по-настоящему сильных течений, максимум 0,5-0,7 м/c , это еще вполне преодолимо, даше на весельной лодке. Поэтому ошибки по большей части прощаются. Но все же... не учитывать нельзя. Выброшенные на берег и просто сидящие на мелях корабли, тому пример.

На фото - причалили к берегу, пьем чай.

Изображение

43.Это же место пару-тройку часов спустя. "Отдохнули", елки-палки. Наступил отлив и мы теперь за баром из больших булыганов. Можно пить чай и дальше, ближайшие часов 5-7, пока вода не придет.

Изображение

44.Так что без внимательности в выборе своего пути, как и во фрирайде, здесь никуда.

Изображение

45.Непогода часта на Белом море. Иногда она предсказуема, тогда сидишь и выжидаешь, а иногда наступает резко, когда ты в море. Тогда причаливаешь куда смог...

Изображение

46.Не всегда это места удобные, но чего-чего, а дрова (т.н.плавник) есть почти повсеместно. Так что скоротать время у костерка можно с большой вероятностью.

Изображение

47.При этом, критическим для сияков оказалась вовсе не волна и даже не течения, а ветер. Лодки очень остойчивы и идти можно даже в 2-3 бальный шторм, порогом являются не свойства лодки, а психологическая стойкость экипажа)). Течения, если они не превышают скорости лодки, тоже преодолимы, тут все понятно. А вот ветер сильно мешает. Хоть сияки и низки и вроде как не выступают над водой, но они довольно-таки длинные, парусность ого-го. К тому же нос сильно больше нежели корма и тебя неизбежно доворачивает ветром. Отруливаешь, конечно же, но сил отнимает это чрезмерно. Да и скорость падает сильно.

Так что ветер - первичен. Вот только все было хорошо, шел и наслаждался жизнью, а тут, раз и ветер поменялся, стал "отжимным" от берега. И уже не удовольствие, а борьба за жизнь, поскольку в открытое море унесет и исход дня тогда не очевиден... гребешь как бешенный суслик, чтобы хотя бы к берегу доплыть.

Изображение

48.Метеоциклы летом на Белом довольно четкие, - с утра начинает дуть и к обеду максимум "дульника", потом потихоньку сила ветра спадает и в какой-то момент вообще наступает штиль. 7-8 дней из 10 повторяют эту модель. Не зная этого, можно по-началу вставать рано с утра, грести в ветер и потом, когда наступает штиль, уже не иметь сил плыть и вставать лагерем. Как раз, когда мошка с комарами активизируются.

Мудрый же воин спит до обеда, потом долго собирается, готовится, и, дождавшись вечернего "антипыха" стартует. И плывет в свое удовольствие до 1-2 ночи. Все мошки и комары остаются на берегу и ему хорошо и любезно)). Когда он пристает делать лагер, их активность уже на нуле и он может спокойно вершить свои бивачные дела. И взяв в руку чашечку чая созерзать нараждающийся день... ну не прекрасно ли?

Изображение

49.Лагерь можно поставить почти в любом месте берега. Ровных, открытых мест, с дровами, хоть отбавляй. Как правило, туда же можно подтащить лодки, чтобы их даже не привязывать и о них не беспокоится. Очень удобно.

Изображение

50.Оборудованных стоянок не сказать чтобы много, но есть. Уж костровище, пару лавочек и стол найти для ночлега можно почти каждый день.

Изображение

51.А если есть желание, то можно, хоть все время, останавливаться в рыбацких избах. Раположены они часто у пресной воды, на видовых местах, обязательно есть стол, печь, запас продуктов и дров. Но все равно, на любителя. Уж больно в них "рыбацкий дух" присутствует и не прибрано. По мне так даже интересно, а вот Аленке, не очень. Она предпочитала стоянку в палатке, даже в непогоду.

Изображение

52.Расстелил полиэтилен, протер скамейки, зажег газовую лампу и арома-палочку... и вот он, фен-шуй. Дом ведь это скорее состояние, нежели место, на самом-то деле. Он там где мы.

Изображение

53.Неоспоримым достоинством изб, лично для меня, является наличие стола)). Это дает возможность нормально писать дневник, работать, читать. Пусть и пару часов, вечером перед сном, но это очень важные часы. Ну и если непогода... одно дело лежать на 4 квадратных метрах в палатке несколько дней подряд, без возможности выйти, совсем другой коленкор - жизнь в избе. Там ты полноценно проводишь эти дни ожидания.

Изображение

54.

Изображение

55.Можно было бы еще выкладывать и выкладывать фото... но пора и честь знать. Хорошее свойство каждого автора, умение остановится)). Надеюсь, хоть чуть-чуть заинтересовал Беломорьем и темой морских сияков. Даже если это будет всего несколько человек, уже славно.

P.S.Редкий случай, когда в поездке удалось не отступать от нашего правила ежедневных зарядок. Несмотря на погоду и настроение, делали их каждый день. То ли привычка уже укоренилась до такой степени, то ли занятие сияками гармонично и не нарушает естественные, уже сложившиеся ритмы жизни, фиг знает.

Автор - Алекс Кузмицкий

Источник - http://manull.livejournal.com/274293.html

_________________
http://andrew-dovgan.livejournal.com/

http://www.adovgan.com/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB