Карелия знаменита не только своей природой, но еще и большим количеством необычных, можно даже сказать мистических мест. Мест, которые особо почитаются местным населением и конечно привлекают интерес путешественников. Вот и меня, как-то зацепила идея отправится в такое не совсем обычное путешествие, с мистическим уклоном.
Места-силы, карельский Стоунхенж, каменные идолы, наскальные рисунки, аномальные зоны и прочие сказочные и не очень чудеса вряд ли оставят кого-то равнодушным.
Долго ли, коротко ли - так обычно начинаются сказки, после изучения доступных материалов по заданной теме, примерно спланировав маршрут и загрузив машину провиантом на несколько недель я отправился в путь.
-------------------
Карельский Стоунхендж
Первой и одной из основных точек путешествия была гора Воттоваара. Место неоднозначное, загадочное и таинственное. Чего только не пишут и не рассказывают о горе, но мало что из это правда.
Правда то, что на вершине горы, на территории примерно в 6 кв.км располагается множество так называемых камней-сейдов. Камни эти примечательны тем, что они, как на подставки установлены на ножки, состоящие из более мелких камней. На вершине горы, таких камней около 500, где-то, это отдельно стоящие сейды, а где-то целые группы.
Вообще cейд — это священный камень, которому поклонялись саамы и существует версия, что вершина горы Воттоваара, это ни что иное как древний, культовый комплекс саамских шаманов.
Испокон веков саамы, на Руси их называли лопарями, были известны как сильные колдуны или шаманы. Ритуалы их были тесно связаны с сейдами, как правило у каждого камня был свой колдун, который, как говорится в приданиях после своей смерти переселялся в камень.
Поэтому священные камни требовали особого уважения к себе еще при жизни шамана, и тем более после его смерти. Рядом с сейдом запрещалось сквернословить и шуметь, а женщины и дети к сейдам вообще не допускались. Считалось, что если не соблюдать эти правила, дух колдуна может сурово наказать провинившегося. Саамы так же верили, что поддержкой духа камня можно заручиться, если совершать жертвоприношения сейду.
«Сейд, любит подарки и пищу, любимую саамами. Взамен оказываемого внимания он загоняет в сети рыбу, помогает на охоте и выпасе оленей. За невнимание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но также и болезнями, и даже смертью», — писал исследователь саамского шаманизма Николай Волков.
По поводу того, откуда появились эти камни, какая сила подняла их в воздух и водрузила на постаменты есть много версий. Одни считают, что это дело рук саамов, другие им возражают, дескать у саамов не было таких технологий и камни им достались уже в существующем виде от более древней и развитой цивилизации, существовавшей намного раньше. Есть и более приземленная версия происхождения столь необычных каменных конструкций. Многие ученые полагают, что виной всему ледник прошедший тут миллионы лет тому назад. Якобы при движении и таянии льдов и получились такие необычные сооружения. Ну ученые мужи как известно любят все приземлить и упростить, но мы то хотим верить в сказку, не говоря уже о том, что сложно себе представить ледник, способный в одном месте аккуратно поставить на подставки сотни гигантских камней.
Я не ученый, и не мне решать как и почему возникло это необычное место, а про легенды и истории о Воттовааре рассказывать можно много, но этой информации достаточно в интернете. Лучше я поделюсь личными ощущениями и впечатления от посещения этого места-силы.
Добираться к горе я решил в составе экспедиции Club-L200, которая совпадала аккурат с моим стартом. Во-первых были противоречивые сведения о качестве дороги, во-вторых не было достоверной и проверенной информации о вариантах подъезда к горе. И хотя я не сторонник путешествий в большой компании, в данном случае ехать в группе было как-то спокойнее.
Часть участников на базе у нашего карельского одноклубника Серга
Большой и шумной компанией выдвигаемся в сторону Воттоваары